В российское законодательство внесены изменения, которые касаются порядка организации и проведения выборов. Они прописаны в Федеральном Законе от 14 марта 2022 года № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

На эту тему состоялся разговор нашего корреспондента с председателем  территориальной избирательной комиссии Краснинского района Натальей Парамоновой.

 — Наталья Федоровна, назовите основные изменения, которые произошли в выборном законодательстве.

—Упорядочена процедура дистанционного электронного голосования на территории страны, упраздняются избирательные комиссии муниципальных образований.  Изменения коснулись и членов избиркомов с правом совещательного голоса. Кроме того, уточнены обязанности иноагентов и введены новые ограничения пассивного избирательного права для лиц, осужденных за экстремизм.

 — Давайте подробнее остановимся дистанционном электронном голосовании. В нашем регионе такая система голосования пока не применялась, тем не менее, эта информация будет актуальна, жизнь не стоит на месте. Новые технологии все прочнее входят в нашу жизнь.

 —  До недавнего времени в федеральном законодательстве существовала лишь общая норма, закрепляющая возможность волеизъявления через Интернет, а сама процедура каждый год утверждалась на уровне ЦИК России. Теперь наработанная за три года практика принимает очертания постоянных законодательных норм. Важно, что ДЭГ не заменяет традиционную форму голосования. При желании избиратель может по-прежнему заполнять бумажный бюллетень на избирательном участке. У человека появляется выбор: голосовать традиционно или электронно.

 

— В чем заключается реформирование института членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса?

 —

С 14 марта этого года члены комиссий с правом совещательного голоса упразднены в территориальных и участковых избиркомах. Связано это с тем, что из всех имеющихся у ЧСГ полномочий более половины из них не исполнялись. Члены комиссий с правом совещательного голоса появлялись на избирательных участках только в день голосования и дублировали функции наблюдателей. Зачастую они становились основным источником провокаций в ходе выборов.

Анализ их деятельности показал, что изначально заложенный законодательством смысл и институт ЧСГ полностью утрачен. Фактически это уже атавизм избирательной системы. Институт наблюдателей, наоборот, претерпел положительные изменения. В законодательстве закреплена возможность назначения наблюдателей субъектами общественного контроля, которые фактически являются независимыми от интересов кандидатов или избирательных объединений. Введен запрет на удаление наблюдателей из помещения избирательного участка без решения суда.

Изменения федерального законодательства предусматривают возможность направления вместо двух наблюдателей только в участковые комиссии – до трех наблюдателей на каждый день голосования как в участковые, так и в территориальные и окружные избирательные комиссии.

Все это предоставляет достаточно широкие возможности наблюдателям для осуществления их полномочий в полной мере

— Уже известно, что требования к иностранным агентам ужесточились

 — Требования к участию иноагентов и аффилированных с ними граждан в выборах конкретизированы законом. Если в агитматериалах есть высказывания данных лиц, они должны сопровождаться плашкой, информирующей об иноагентском статусе. Плашка должна занимать не менее 15 % от площади агитационного материала. Маркировка должна присутствовать и на подписных листах. Кроме того, агитация кандидатов-иноагентов должна будет дополнительно направляться в избирком.

Ужесточены и требования к лицам, совершившим преступления экстремистской направленности. Эти лица с погашенной или снятой судимостью за экстремизм не смогут избираться еще в течение пяти лет после ее погашения. Также в течение пяти лет после снятия судимости не смогут быть избранными люди, совершившие преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

— Вы отметили, что упраздняются избирательных комиссии муниципальных образований.

 —  До 1 января 2023 года предусматривается полное прекращение полномочий ИКМО. Но, хочу сказать, что в Липецкой области муниципальные избирательные комиссии не формируются с 2017 года.

Избирательная комиссия Липецкой области тогда приняла решение о возложении полномочий 236 избирательных комиссий сельских поселений на территориальные избирательные комиссии. Ранее такое решение уже было принято относительно 58 городских и сельских избиркомов. Таким образом, в Липецкой области муниципальные комиссии были упразднены полностью.

Нововведение стало историческим для избирательной системы региона. Оно позволило проводить выборы на высоком профессиональном уровне, без нарушения закона, поскольку в территориальных избиркомах работают компетентные специалисты, имеющие большой опыт в организации выборных кампаний.

— Какие еще новшества предусматривает закон?

 — Теперь по согласованию с ЦИК допускается образование и уточнение перечня и границ участков, в результате которых численность составит более 3000. Создание таких участков возможно только в городе федерального значения, в столице субъекта Российской Федерации, городском округе с численностью избирателей свыше 500 000 и в условиях необходимости обеспечения создания максимальных удобств для избирателей, участников референдума. Законодательно снято и 5-летнее ограничение на принятие решения об уточнении перечня и границ участков.

Записал С. МИХАЙЛОВ

По материалам "Заря Красного"